Русский язык
Тема. О месте русского языка
среди других языков
Цель: путем
самообразовательной деятельности
научиться определять место русского языка среди других языков мира

Посмотри вокруг и ты увидишь много удивительных вещей, созданных
разумом и руками человека: радио, телефон, автомашины, корабли, самолеты,
ракеты… Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык.
Изучение языка – интереснейшее занятие, если к нему подходить с
желанием узнать больше, чтобы распорядиться богатством языка как можно лучше.
Выполняя
предложенные задания, ты
Узнаешь
|
Научишься
|
Поймешь
|
|
|
Плохих и хороших языков не
бывает, как нет плохих и хороших народов
|
Блок контрольно-рефлексивных заданий
Задание. Учимся читать и
пересказывать лингвистический текст
Не торопясь, прочитай текст. Как
бы ты его озаглавил?
Давным-давно люди задумывались над загадкой
языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд,
удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!
Одни доказывают, что язык – бесценный дар
Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе;
третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового
превращения животных (обезьян) в человека. Четвертые думают, что человеческий
язык – это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.
Кто знает, может, вам удастся в будущем
приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остается
загадкой, и только в одном единодушны современные ученые: если бы вдруг исчез
язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.
Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь,
сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поем, думаем, мечтаем… И во всех
этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы
существовать.
- Прочитай последнее предложение текста. Попробуй доказать справедливость этой мысли, отвечая на вопрос «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»
- Запиши заглавие и те предложения, которые выражают главную мысль текста
- Спиши без ошибок 1-й и 3-й абзацы, проговаривая по слогам трудные слова, как они пишутся, обращая внимание на знаки препинания
Задание. Прочитай текст. Какова его основная мысль?
На земном шаре насчитывается более двух
тысяч языков. Все они отличаются друг
от друга. Есть, например, такие, в которых всего два гласных звука и
восемьдесят согласных. Встречаются языки, где насчитывается
пятьдесят два падежа, а бывают такие, где нет ни одного. Разные языки. И
все-таки у каждого из них есть языки-родственники.
Ближайшими братьями русского языка являются
украинский и белорусский языки. Тесная связь наших народов отражается и в языках, где встречается множество общих слов и
выражений.
К
выделенным словам подбери однокоренные. Сделай фонетический разбор слова язык
Задание. Прочитай. Составь
вопросы к этому тексту.
Родственными являются языки, которые
исторически восходят к одному языку-предку – праязыку (сравните: прадед, прабабушка,
правнук, прародители).
Все
славянские языки (русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский,
польский и др.) восходят к древнему праязыку, который условно называют праславянским языком. В глубокой
древности на этом языке говорил народ, заселявший обширную территорию
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Праславянский язык
просуществовал до середины I тысячелетия н.э.
С течением времени славянские племена
расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи
друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племен продолжал развиваться
изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и
грамматические особенности.
Постепенно славянские языки разделились на
три группы: 1) восточнославянские языки; 2) западнославянские языки; 3)
южнославянские языки. Русский, украинский и белорусский языки входят в группу
восточнославянских языков.
Древним восточнославянским языком являлся
язык древних восточных славян. Древнерусским этот язык называют потому, что
восточные славяне, создав самостоятельное государство – Киевскую Русь,
образовали единую древнерусскую народность, из которой примерно в XIV –
XV вв. выделились
русская, украинская и белорусская народности. Таким образом, на основе древнерусского
языка развивались русский, украинский и белорусский языки.
Родство всех славянских языков проявляется в
наличии общих слов, а также в некотором фонетическом и грамматическом сходстве.
Так, например, общими для этих языков являются слова мать, брат, сестра, голова, рука, сердце, лето, зима, день, ночь,
земля, вода, солнце, ветер, зеленый, желтый, один, два, три, десять, есть,
пить, жить и многие другие. Но, наряду со сходством, эта общеславянская
лексика имеет фонетические и морфологические особенности в разных языках.
Например, русскому слову пить в
украинском языке соответствует пити, в
белорусском – піць, болгарском – пия, словенском – piti, словацком - pit’ и т.п.
Сравнительный анализ родственных языков
помогает глубже понять законы их развития, а также исторические связи народов,
говорящих на этих языках.
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
·
Назови языки, которые являются родственными
русскому языку.
·
В чем выражаются родственные связи этих языков?
·
Приведи примеры, доказывающие родство славянских
языков.
Углубим знания по теме
Изучи
предложенный теоретический материал, используя на полях определенные
обозначения:
«V» – это мне известно;
« - » – это противоречит моим первоначальным представлениям;
« + » – это для меня новое;
« ?» - информация, которая вызывает
интерес или удивление.
Русский язык – один из распространенных
языков на нашей планете. В разных странах мира – в Украине, Армении,
Казахстане, Германии, Франции, Англии, США, Китае, Турции, Мали, Сенегале и
во многих других – русский язык изучают в гимназиях, лицеях, университетах.
В США изучают русский язык в системе
дистанционного обучения, а также в крупных фирмах, различных кружках и
клубах.
Русский язык обладает богатым словарным
запасом, характеризуется развитым грамматическим строем, отражает высокую
культуру народа. Его общечеловеческая ценность связывается с художественными
произведениями, получившими широкую известность в мире.
Русский язык является официальным и
рабочим языком в большинстве международных, межправительственных организаций
(ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.).
Русский язык неизменно остается одним из
шести рабочих языков ОБСЕ. Синхронный перевод на русский язык обеспечивается
лингвистической службой организации.
Договоры и соглашения, заключенные в
рамках СНГ, оформляются на русском языке. На этом языке говорят на
международных форумах, публикуется научно-техническая и
общественно-политическая информация.
Это один из международных языков.
|
Учимся сопоставлять
Задание.
Переведи предложения с белорусского языка на русский, а потом на
украинский. Найди черты сходства и различия в этих восточнославянских языках.
Неба было шэрае, халоднае, нiбы у познюю дажджлівую восень. Позняй восенню не чуваць
у лесе птушыных галасоу. Звіняць
радасныя спевы птушак. Калматыя хмары заслали паунеба. Сонца рассыпае свае
залатыя праменні. Прырода
дыха майскай свежасцю. Шумяць густымі кронамі ліпы і клёны.
Найди слова, одинаково звучащие во всех трех языках
Найди слова, которые звучат одинаково в украинском и белорусском текстах
Что общего в правописании слов или их морфем?
Почему мы без особого труда смогли перевести текст с белорусского языка на русский и
украинский языки?
Установим соответствие
Задание.
Найди для приведенных фразеологизмов (или пословиц) аналогичные русские или
украинские.
Вішати носа.
|
Вешать нос.
|
Пальцем не ворохнути.
|
Пальцем не пошевельнуть.
|
Хто рано підводиться, за тим діло водиться; рання пташка росу п’є, а пізня – слізки ллє.
|
Кто рано встает, тому Бог дает;
заря денежку дает, заря денежку кует.
|
Хто родився вовком, тому лисицею не бути.
|
Вороне соколом не быть.
|
Клопоту повна голова.
|
Хлопот полон рот.
|
Не в своей тарелке.
|
Не в гуморі.
|
В мгновение ока.
|
Як оком змигнути.
|
И даже ухом не ведет.
|
І за вухом не свербить; і гадки не має.
|
Не знать, почём фунт лиха.
|
Не бачити смаленого вовка.
|
Сидеть сложа руки.
|
Посиденьки справляти; сидіти склавши (згорувши) руки.
|
С какими трудностями ты столкнулся? Почему не всегда возможен дословный
перевод?
Развиваем умение доказывать свою точку зрения
Задание.
Прочитайте отрывок из книги В.А. Плунгяна «Почему языки такие
разные?». Попытайся обосновать тезис о равноправии языков.
Люди говорят на разных – и даже очень разных
– языках, и таких языков на Земле очень много (сейчас считается, что их около
пяти тысяч или даже больше). Причём, есть языки, похожие друг на друга, и есть
такие, которые совсем, кажется, не имеют ничего общего. Конечно, и люди в
разных частях Земли не похожи друг на друга, они отличаются ростом, цветом
глаз, волос или кожи, наконец, обычаями. Но разные люди, где бы они ни жили,
всё же отличаются друг от друга гораздо меньше, чем могут отличаться друг от
друга разные языки.
Вот это, может быть, и есть самое
удивительное свойство – необыкновенное разнообразие человеческих языков.
Развиваем творческие способности
Задание.
Прочитай, вставь пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки.
Знание истории своего н..рода знание
пам..тников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир который
(не) только в..личественен сам по себе
но который позв..ляет (по) новому
увид..ть иоц..нить совреме (н, нн)ость. Знание прошлого это пон..мание совреме
(н,нн)ости. Совреме(н,нн)ость это итог прошлого а прошлое это еще (не)
р..звивш..еся буду(?)щее.
(Д.Лихачев)
Объясни, как ты
понимаешь высказывание ученого Д.С.Лихачева. Согласен ли ты с его точкой
зрения? Обоснуй свою точку зрения.
Проверь себя!
Какие языки относятся к мировым?
Какие языки входят в восточнославянскую группу языков?
В чем эти языки совпадают?
Какие между ними различия?
Что общего между русским и
украинским языками?
Что теряется при дословном переводе
загадок или фразеологических оборотов с украинского языка на русский и
наоборот?
Подведем
итоги
Выполнив предложенные задания, я теперь
знаю:
умею:
столкнулся (лась) с
трудностями:
для преодоления
трудностей планирую:
Оцени свою работу, оставь на странице смайлик.
Интегрированный курс «Литература»
7 класс
Задания на 1 – 2 недели 2014 – 2015 уч. г.
Симакова Л. А. Литература: Учебник для 7 кл.
общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. – К.: Вежа, 2007
Урок 1. Человек – главный объект
изображения в художественной литературе. Личность автора, его труд,
миропонимание и отношение к изображаемым героям.
1) Познакомьтесь с учебником
литературы для 7-го класса: просмотрите его содержание, установите, с какими
авторами вы знакомы, какие книги прочитали.
2) Ответьте
письменно на вопросы анкеты
по выявлению круга ваших читательских интересов.
1. Назовите
произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.
|
2. Какое произведение
больше запомнилось? Почему?
|
3. О каком писателе и
его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?
|
4. О ком из писателей
хотелось бы узнать больше?
|
5. Какие герои
прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?
|
6. Есть ли такие
произведения, которые вы любите перечитывать? Назовите их.
|
7. Какое произведение
вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?
|
8. Назовите 5 причин,
почему полезно читать книги.
|
3) Письменно объясните смысл одного
из высказываний,
приведите примеры в доказательство правильности выбранного утверждения.
Книги
мы покупаем и не жалеем за них денег, потому что их требует душа и они идут
ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних.
Н. Гоголь
|
Книга
остаётся книгой и через несколько веков. Её ничем не заменить.
С. Баруздин
|
Читайте!
Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы
из новой книги.
К. Паустовский
|
Каждая книга – это
собрание людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и
поступков.
К. Паустовский
|
Любите книгу, она
облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в бурной путанице мыслей,
событий, она научит вас уважать человека и самих себя.
М. Горький
|
4) Запишите в
тетради и объясните одну из пословиц:
«Не на пользу читать, коли только вершки хватать» (русская), «Выбирай
писателей так, как выбираешь друга» (английская).
5) Подготовьте
презентацию прочитанной летом книги.
Урок 2. Воплощение в былинах нравственных критериев русского
народа, общенародных представлений о героизме и народных героях. Сказители и
собиратели устного народного творчества.
1) Прочитайте
статью «Понятие о былине» в учебнике, сделайте краткие записи в тетради
по плану:
· особенности жанра былины, её
построения (композиции), художественные особенности;
· собиратели и сказители былин;
· особенности чтения былин.
2)
Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник», составьте её
композиционный план.
3)
Посмотрите фильм или мультфильм по мотивам былины «Илья Муромец и
Соловей-разбойник», сопоставьте своё восприятие при чтении и при просмотре,
составьте устное высказывание.
Урок 3. Героическое
содержание и патриотический смысл былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Особенности языка былин.
1) Ответьте
на вопросы, помогающие раскрыть идейное содержание былины.
- Как
в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи Муромца? Что
заставило его отправиться в стольный Киев-град? Какой предстала перед ним
родная земля?
- Какие
поступки и в какой последовательности совершает Илья? Как могло случиться, что
Илья в один день преодолел путь от села Карачарова через Чернигов до Киева?
- Найдите
строки, рисующие богатырство Муромца и силу его врагов. Благодаря чему Илья
один победил несметную вражью силу под Черниговом?
- Опишите
главного противника Ильи Муромца в былине – Соловья-разбойника. Что происходит
с людьми и природой, когда свистит Соловей-разбойник? Почему? Какие приметы
реального исторического прошлого народа отразились в образе Соловья-разбойника,
несметной чёрной силы?
- Как
ведут себя при встрече Илья Муромец и князь Владимир? Какие особенности
характеров каждого из них раскрываются в этом эпизоде? Кто победил в этом
моральном поединке? На чьей стороне находится автор-народ? Почему?
2)
Ответьте на вопросы, раскрывающие художественные особенности былины
- Найдите
в тексте былины гиперболы и объясните её роль.
- Подберите
как можно больше определений (эпитетов) для коня Ильи Муромца, найдите среди
них те, которые способны подчеркнуть главное в богатырском коне.
- С
какими эпитетами употребляются в тексте былины слова «казак», «лесушки»,
«сила», «дорожка», «берёза», «поле»? Заметили ли вы, что эти эпитеты постоянно
употребляются с названными словами? Они называются постоянными эпитетами.
- Найдите
слова и словосочетания, которые повторяются в былине. Что ещё повторяется?
Зачем народный сказитель допускает так много повторений?
- Определите,
какие части былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» соответствуют
каноническим частям былины как жанра (зачин, завязка, кульминация, развязка
действия и концовка). Какой эпизод вы назовёте кульминацией и почему?
3) Найдите в Интернете и сравните портреты
Ильи Муромца на картинах В. Васнецова «Богатыри» и М. Врубеля «Илья Муромец».
Напишите небольшое высказывание об особенностях изображения богатыря в былине и
на картинах.
4) Прочитайте былину «Вольга и Микула Селянинович».
Урок 4. «Вольга
и Микула Селянинович». Мирный
труд пахаря как самое важное дело на земле, источник здоровья, силы,
независимости и достоинства человека.
1) Устно ответьте на вопросы по содержанию былины «Вольга
и Микула Селянинович».
- Какой
теме посвящена былина «Вольга и Микула Селянинович и кого можно назвать её
подлинным героем?
- Какой
смысл можно увидеть в именах героев, если вдуматься в их лексическое значение?
Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика,
одежды и работы оратая?
- Когда
мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула
Селянинович»?
- Чем
объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу?
- Кому
противопоставлен в былине образ крестьянина-пахаря Микулы? Каков смысл
этого противопоставления?
- Почему
Вольга зовёт Микулу во товарищи? Как это характеризует Вольгу?
- Кому
из героев можно дать такую характеристику: смел, независим, полон
собственного достоинства и в то же время трудолюбив, в нём ясно
осознание силы, верит в себя, жизнерадостен? Подтвердите ответ примерами
из текста былины.
- Чьё
превосходство к концу былины становится явным?
- Какую
роль в былине играют постоянные эпитеты и гиперболы?
- Что
нового сообщает концовка былины? Почему Вольга считает, что лучше наместником
посадить Микулу? Согласны ли вы с тем, что только такое завершение может
раскрыть её идею? Если да, то в чём идея былины?
2) Составьте словарик на тему «Так говорили
былинные герои».
3) Напишите сочинение «Памятник герою былины», рассказав в нём, какого героя он
«увековечит», из какого материала будет сделан, что будет символизировать,
как лучше расположить фигуру, чтобы добиться желаемого восприятия памятника,
и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий