Русский
язык
Дорогой друг!
Язык называют
одним из самых удивительных орудий в
руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его
особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что
овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди присутствующих в этой
аудитории таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем
богатство и величие русского языка, тем
требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость
совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языку, противостоять его
порче. Н.М.Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка,
писал: « Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам,
но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда,
нежели другим».
Говорить
и писать правильно и говорить и писать
хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком,
всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика
– наука об умелом выборе языковых средств.
Выполняя
предложенные задания, ты
Узнаешь
|
Научишься
|
Поймешь
|
|
|
Все знают семь нот, но музыку сочинять не все могут. Всем
доступна глина, камень, гипс, но не все скульпторы. Всем доступно слово, но
не все становятся известными поэтами, писателями. Почему? Это искусство! Надо
иметь талант, способности, и их нужно развивать. Изучая стилистику, ты
овладеешь искусством слова.
|
УРОК № 1
ТЕМА. Стилистика и культура речи как науки о языке.
Предмет и задачи стилистики, связь ее с другими разделами науки о языке.
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с предметом и задачами стилистики и культуры речи;
развивать умение стилистически организовывать свою речь; прививать интерес к
русскому языку.
Оборудование: учебник, тематические таблицы, дидактический материал,
карточки.
Эпиграф к уроку: Если
угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы.
Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры,
хрустального шара и грязной лужи.
В.Солоухин
ХОД
УРОКА
Вспомним изученное
Раздел науки о языке
|
Что изучает
|
Основная единица
|
Фонетика
|
||
Графика
|
||
Лексикология
|
||
Состав слова
|
||
Словообразование
|
||
Морфология
|
||
Синтаксис
|
||
Стилистика
|
||
Культура речи
|
Стилистика – это …
Культура речи – это …
Стиль – это …
Стили
бывают
|
|
Ч.Дарвин,
заканчивая предисловие к одной из своих работ, сделал приписку: «О стиле я не
заботился!». Дарвину простительно. А вот учителю и учащимся о стиле приходится
заботиться постоянно. Чуть что не так – и на полях школьных тетрадок появляется
своеобразный учительский «автограф»: «Стиль!»
Поэт В.
Луговской писал: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем,
изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей,
ибо безграничны сокровища русского языка». В этом учебном году вам
предоставляется такая возможность – порадоваться бесконечному разнообразию
языковых средств выражения мысли, ибо мы будем изучать стилистику.
III.
РАБОТА
НАД ТЕМОЙ УРОКА.
Углубим знания по
теме
Изучи предложенный теоретический
материал, используя на полях определенные обозначения:
«V» - это мне известно;
« - » - это противоречит моим
первоначальным представлениям;
« + » - это для меня новое;
« ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.
Стилистика сформировалась как
самостоятельная отрасль знаний в начале ХХ века, хотя человека давно интересует
не только то, что он говорит, но и
то, как говорит. А этим занимается
именно стилистика. И значит, возраст ее довольно почтенный, о чем
свидетельствует и сам термин, само название науки. Стилистика происходит от
слова стиль (stylus) – так
древние называли заостренную палочку, стерженек для писания на восковых
дощечках.
В этом значении (перо, орудие письма) в
русском языке использовалось вышедшее теперь из употребления
однокоренное слово стило. Сейчас
это устаревшее слово употребляется
довольно редко, да и то в шутку или иронически.
Но история термина стилистика
на этом не заканчивается. Слово стиль, обозначавшее
первоначально заостренную палочку для письма, приобрело затем значение почерк, а позднее еще более расширилось
и стало означать манеру, способ,
особенности речи.
Чем же занимается стилистика?
Каков ее предмет?
- Изучение выразительных средств, ресурсов языка.
Художник передает красоту
материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражают гармонию мира в
звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку доступны и
цвет, и звуки, и объемы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны.
В сохранившихся стихах из сожженной тетради А.Ахматова писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все
готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Все
проходит. Остается Слово.
Как же это происходит? Как слово становится
царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков или букв (на
письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден
Днепр при тихой погоде…»? На этот труднейший вопрос и пытается ответить
стилистика. Мы говорим «пытается», потому что точный и исчерпывающий ответ
науке пока неизвестен.
- Стилистика обучает языковому мастерству, учит говорить и писать выразительно.
Стилистика интересуется тончайшими оттенками смысла
слов, оборотов, фраз, их выразительными нюансами. Она изучает слова, речевые
обороты, предложения с точки зрения выражаемых в них мыслей и чувств, то есть
эмоционально-экспрессивные свойства, особенности слова, связанные с ним
тончайшие оттенки смысла, чувства, образности.
У А.Пушкина есть чудесный сонет «Поэту», написанный в 1830 г. Этот сонет очень
важный для пушкинского понимания роли поэзии в обществе. Обращаясь к поэту,
А.Пушкин говорит:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг
благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
В последней строке сонета Пушкин долго искал – об этом свидетельствуют
черновые варианты стихотворения – определения к слову художник. Сначала поэт попробовал поставить слово божественный, затем увенчанный, разборчивый и наконец (нашел то, что искал) – взыскательный.
Казалось бы, велика ли разница – божественный,
увенчанный, разборчивый, взыскательный? Однако каждое из них обладает хотя и тонкими,
но очень важными различительными оттенками. Божественный
подчеркивает неземной дар поэта, увенчанный
– его заслуги, признание, разборчивый
говорит о вкусах. И только взыскательный
наиболее точно соответствует содержанию и замыслу стихотворения. Взыскательный означает, что поэт очень
требователен к себе, к своему творчеству. Поэтому он и есть «свой высший суд»,
он «всех строже» оценит себя, свою
поэзию. Это самое точное и потому самое выразительное здесь слово. И прав,
конечно, известный стилист А.Н.Гвоздев, который, анализируя этот пример,
говорит об исключительном стилистическом мастерстве А.Пушкина.
- Изучение стилей
Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями. Благодаря стилям
язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство. Трудно
даже представить себе, насколько унылой, однообразной, убогой оказалась бы
русская речь, если бы писатели, ученые, публицисты, ораторы изъяснялись на
каком-то одинаковом, унифицированном, усредненном языке.
Стили – это не только богатство, но и
существеннейшая закономерность языка. В каждом языке есть стили, которые
формируются вместе с развитием языка в течение столетий. И они определяют
своеобразие языка, многообразные его возможности.
И вполне естественно, что стилистика занимается изучением стилей. Это ее
хлеб, главный предмет. Это, пожалуй, основное отличие стилистики от других
лингвистических дисциплин.
4. Изучение закономерностей
употребления языковых средств, то есть стилистика заботится о точности
и правильности речи и ее литературности.
И в этом она сближается с такой
языковедческой дисциплиной, как культура речи. Культурный человек культурен во
всем, но прежде всего в своем языке. Не случайно в современной лингвистике
актуальны такие понятия, как речевой этикет, речевое поведение. И если
правильна пословица «Скажи мне, кто твой
друг, и я скажу, кто ты», то не менее
правильным будет ее переиначенный вариант: «Скажи мне две фразы, и я скажу, кто ты».
Итак, для стилистики, прежде
всего, важно не что, а как; она
интересуется не тем, что сказано, а как сказано. Однако это в самом общем виде. Реально же современная стилистика – это развитая наука,
имеющая несколько важных направлений. И, по существу, можно говорить не об
одной, а о нескольких стилистиках.
Так, есть очень влиятельная функциональная стилистика, изучающая
функционально-стилистическую дифференциацию (расслоение) языка, то есть
функциональные стили.
Есть практическая стилистика, анализирующая закономерности,
целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и
конструкций.
Есть стилистика текста -
молодая, бурно развивающаяся наука, изучающая закономерности построения и
функционирования текстов.
Есть своеобразная и увлекательная фоностилистика, изучающая образные,
ассоциативные представления, вызываемые у человека звуками. Вот, например, что
пишет замечательный русский писатель Е.Замятин: «Всякий звук человеческого
голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления,
создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку точно
определенное смысловое или цветовое значение. Но Р – ясно говорит мне о чем-то
громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом,
холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки
Д и Т – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом,
мягком, о матери, о море. С А связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С О – высокое, глубокое, море, лоно. С И – близкое, низкое, стискивающее и
т.д.».Выделим главное
- Составим план статьи
- Составим словарь опорных понятий
«Да-нетка» (выскажите свое согласие / несогласие с данными
утверждениями):
№
|
Утверждение
|
Да
|
Нет
|
1.
|
Стилистика сформировалась как самостоятельная отрасль
знаний в начале XIX века
|
||
2.
|
Стилистика происходит от слова стиль (так древние называли
заостренную палочку, стерженек для писания на восковых дощечках).
|
||
3.
|
От слова стиль в
современном русском языке образовано слово стило. Это неологизм.
|
||
4.
|
Словами синонимами к слову стиль являются почерк, манера,
способ, особенности речи.
|
||
5.
|
Предметом изучения
стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка; обучение
языковому мастерству, умению говорить и писать выразительно; изучение стилей;
закономерностей употребления языковых средств.
|
||
6.
|
Основными направлениями стилистики являются функциональная стилистика,
практическая стилистика, стилистика текста, фоностилистика.
|
2.Тренировочные упражнения. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.
ПРЕВЗОШЛО САМЫЕ СМЕЛЫЕ ОЖИДАНИЯ
...Как-то мне
попалась книга «Что нужно знать будущему писателю». Она заворожила меня. Не
советом заносить в общую тетрадь оригинальные мысли – чужие и свои, если придут
в голову. До этого я уже додумался. И не указанием – прежде чем что-нибудь
писать, обдумать план. Нет, книжка взволновала меня рассуждением о различных
стилях речи. Оказывается, есть слова, которые значат почти одно и то же, но
различаются окраской и придают речи особые оттенки... Приводился красноречивый
пример: есть, лопать, шамать, трескать, питаться, кушать. Как можно испортить
текст глухотой к звучанию слова, доказывалось цитатой из забытого исторического
романа: «Юный князь могучей дланью напряг узды гордого скакуна своего и
шлепнулся мордой в грязь». Впоследствии я догадался, что эту цитату составитель
пособия изобрел сам. Словом, еще не зная, страдаю ли я глухотой к слову, я
вознамерился принять против нее меры заранее, а для того совершенствоваться в
употреблении слов и оборотов, придающих речи возвышенный, торжественный или,
наоборот, сниженный и грубый оттенок. А также добиваться экспрессивности слога.
Я еще не очень хорошо понимал, что это означает, но догадывался, что за ним
скрывается один из ключей к успеху на поприще литературы. Кроме того, я решил
упражняться в применении идиом, крылатых слов и выражений и прочих
фразеологических оборотов. Утром, когда мама спросила меня, понравилась ли мне
кинокартина, которую мы накануне смотрели всем классом, я ответил:
– Превзошла
самые смелые ожидания! Мама, несколько удивившись, спросила, чем именно.
– Всколыхнула лучшие чувства! – ответствовал
я.
– Странно ты
сегодня разговариваешь! – обиделась мама. – Говори по-человечески!
– Не премину! –
пообещал я. Больше мама со мной вообще не беседовала. Сердилась. В школе мои
попытки говорить экспрессивным слогом привели к более серьезным последствиям.
На уроке мы поспорили с соседом по парте.
– Что у вас там происходит? – спросила Анна
Васильевна.
– Ничего, что
заслуживало бы упоминания, – ответил я. – Буря в стакане воды!
Брови Анны Васильевны изумленно поползли
вверх.
– Ты плохо себя
чувствуешь? – заботливо спросила она.
– Отнюдь! Не
имею никаких оснований для жалоб! – прозвучал мой ответ. Меня отправили к
врачу.
– Ну, так какие
у нас жалобы? – справилась добрейшая Елизавета Матвеевна.
– Самочувствие
не оставляет желать лучшего! – доложил я
Манера говорить,
которую я выбрал с утра, оказалась прилипчивой. Я уже сам был бы рад
освободиться от нее – не получалось.
– Открой рот,
покажи горло, скажи: а-а-а!
– Почту за
честь! – воскликнул я, хотя терпеть не мог этой процедуры.
А когда Елизавета Матвеевна сообщила мне, что
горло чистое, я заметил, что не испытывал ни малейших сомнений на сей предмет.
Тут она велела мне смерить температуру. Температура оказалась нормальной, о чем
Елизавета Матвеевна сказала с явным удивлением.
– Оснований для
тревоги нет и в помине! – прокомментировал я. – Будет ли мне позволено
вернуться на урок?
– Ступай-ка ты
лучше домой! – сказала Елизавета Матвеевна. – Я тебе освобождение напишу.
Посиди денек-другой дома. Отдохни. А главное – ничего не читай! Я слышала, что
ты очень много читаешь.
– Это обстоятельство имеет место! – сказал я,
чувствуя, что впадаю в иную стилистическую тональность, с несколько
канцелярским оттенком.
Я вышел из
кабинета врача с запиской об освобождении в руках, размышляя о превратностях
судьбы того, кто собирается стать писателем. Едва начнешь упражняться в применении разнообразно
окрашенных слов и оборотов, как тебя сочтут больным.
...Я пересек
улицу Горького напротив Музея Революции, немного не дойдя до перекрестка.
«Интересно, кому это свистят?» – с любопытством подумал я. Оказалось, мне.
Милиционер своей волшебной палочкой проделал пасс, который означал, что я
должен вернуться на тот тротуар, с которого сошел, и подойти к нему. Я как
загипнотизированный поплелся туда, куда указывала палочка.
Когда я приблизился к милиционеру, он, слегка
наклонившись ко мне, приложил руку к шлему и спросил скорее благожелательно,
чем грозно:
– Нарушаем? И я
с ужасом услышал свой ответ:
– Имело место! – Канцелярская стилистическая
волна захватила меня и не отпускала.
– Что? –
переспросил милиционер.
– Нелегкая
попутала! – сказал я, стремясь сделать свою речь не столько официальной,
сколько выразительной.
– Ты как со
старшими разговариваешь?! – возмутился милиционер, на что я неожиданно для
самого себя ответил:
– Далек я был от мысли вас обидеть! – с
изумлением чувствуя, что говорю ритмической прозой.
– Так! И нарушаем, и еще издеваемся! –
воскликнул милиционер.
– Помилуйте! – в свою очередь вскричал я. –
Чем повод дал я вам для этих подозрений?!
– ...Всегда так
говоришь? – с изумлением спросил он. Я отрицательно помотал головой.
– Ну, скажи
что-нибудь попросту!
– Желанье ваше
мне закон!
– Господи! – охнул милиционер. – Ну, чеши
домой!
И от этих слов
во мне что-то словно щелкнуло. «Чешу домой!» – подумал я с облегчением. Когда
мне открыла дверь мама с обычным вопросом, что в школе и почему я так рано, я
выпалил:
– Меня
милиционер задержал! Во-о! Дал духу! Потом отпустил! Я – драла! Задал лататы!
– Что ты
говоришь? Как ты говоришь?! – простонала мама.
– Неужели
непонятно: дал стрекача! Я рано потому, что доктор отпустил. Я говорю: есть
такое дело – и, не будь дурак, домой во весь дух.
Мама слабым голосом спросила:
– Что с тобой? Потом она тоже смотрела мне
горло, мерила температуру, собиралась идти в школу, чтобы поговорить с Анной
Васильевной. А я как мог ее успокаивал:
– Куда, за семь верст киселя хлебать! Все это
ерунда на постном масле. ...Когда со службы вернулся папа, мама, не давая ему
раздеться, задержала в коридоре и что-то долго и взволнованно сообщала ему.
– О тебе
говорят! – преданно доложил мне младший брат Юра.
– Да, –
промолвил я многозначительно, – зашел я далеко! Что ни скажу, нет веры мне. Все
звук пустой!
Юрка восхитился. А меня даже не позвали
ужинать, а отправили в постель, предварительно дав валерьянки. Не знаю, чем
кончилась бы эта история, если бы я, проснувшись утром, не сказал громко:
– Есть как
хочется!
И услышал
радостный Юрин возглас:
– Сережа выздоровел!
(По С.Львову)
Вопросы и задания
1. Прочитайте
текст и ответьте на вопрос: почему действующие лица рассказа считали, что
главный герой рассказа болен или просто издевается над старшими? Чего не учел
Сережа?
2. Попробуйте придумать ситуации в дополнение
к рассказу: разговор Сережи с соседом по парте, разговор с продавцом в
магазине, с дворником во дворе дома и т.д.
3. Составьте
предложения с нарушениями стилистической сочетаемости слов, подобные тому,
какое встретилось в тексте рассказа.
v
ПРАКТИКУМ
– Объясните
смысловое различие существительных-синонимов, составьте с ними предложения.
Труд, работа, занятие.
Подробность, мелочь.
Противник, недоброжелатель.
– Расположите
существительные в строке в порядке возрастания признака.
Ужас, испуг, страх.
Похвала, славословие, одобрение.
Тревога, волнение, беспокойство.
Храбрость, бесстрашие, смелость, неустрашимость.
– Замените
данные иностранные слова русскими. Одинакова ли их сочетаемость с другими
словами? Чем отличается сфера их употребления? Всегда ли они взаимозаменяемы?
Дефект, инициатива, информация, инцидент, колосс,
лидер, приоритет.
– Подберите к
каждому существительному, расположенному слева, синоним, находящийся справа. В
чем их стилистическое отличие?
мемуары воодушевление
гегемония предположение
привилегия
лекарство
аргумент доказательство
гипотеза преимущество
энтузиазм воспоминания
медикамент
господство
– Составьте
словосочетания с данными словами так, чтобы понятна была смысловая разница
между ними.
Советник,
советчик.
Прошение,
прощение.
Континент,
контингент.
Безответность,
безответственность.
Осуждение,
обсуждение.
Зубы, зубья.
Подведем итоги.
Выполнив предложенные задания, я
теперь
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
1. Выучить теоретический материал.
2. Словарная копилка: узнать значения данных ниже
устаревших слов (при затруднении обратиться к словарю); расположить эти слова
по мере возрастания числового значения:
сажень, локоть, косая сажень, верста,
коломенская верста, миля, морская миля. Найти
лишнее слово, не являющееся мерой длины.
3. Развиваем творческие способности
Опишите
что-либо: утро, лес, море, горы… Постарайтесь
сделать описание наглядным, живописным,а затем проанализируйте свой
текст: выделите использованные вами
выразительные средства языка и оцените их – насколько они удачны, образны,
уместны.
В качестве
образцов ниже приведены два описания из очерков И.Гончарова «Фрегат
«Паллада»:
А) 2-го
сентября, ночью часа в два, задул жесточайший ветер: порывы с гор, из ущелий,
были страшные. В три часа ночи, несмотря на луну, ничего не стало видно, только
блистала неяркая молния, но без грома, или его не слыхать было за ветром.
Трудно, живучи на берегу, представить себе
такой ветер! Гул от него, шум снастей, командный крик – просто ад! Я в
свое окошечко видел блуждающий свет
фонарей, слышал, точно подземный грохот,
стук травимой цепи и глухое, тяжелое падение другого якоря. Рассвело. Я вышел
на палубу, жарко; дышать густым, влажным и теплым воздухом было тяжело до
тоски. Я перешел в капитанскую каюту, сел там на окно и смотрел на море: оно
напоминало выдержанный нами в китайском
море ураган. Отдали третий якорь. Весь рейд был как один огромный водоворот.
Вода крутилась и кипела, ветер с воем
мчал ее в виде пены, сек волны, которые, как стадо преследуемых животных,
метались на прибрежные каменья, потом на
берег, затопляя на мгновение хижины, батареи, плетни и палисады. Японские
лодки, притаясь под берегом, качались как скорлупки.
Часов в семь утра мгновенно стихло,
наступила отличная погода. Следующая и вчерашняя ночи были так хороши, что не
уступали тропическим. Какие нежные тоны – сначала розового, потом фиолетового,
вечернего неба! Какая грациозная, игривая группировка облаков! Луна бела,
прозрачна, и какой мягкий свет льет она на все!
Б) Красивых лиц я почти не видал, а оригинальных
много, большая часть, почти все. Вон, посмотрите, они стоят в куче на палубе,
около шпиля, а не то заберутся на вахтенную скамью. Зачесанные снизу косы
придают голове вид груши, кофты напоминают надетые в рукава кацавейки, или
мантильи с широкими рукавами, далее халат и туфли. Одно лицо толстое, мясистое, другое длинное,
худощавое, птичье; брови дугой, и такой взгляд, который сам докладывает о
глупости головы; третий рябой – рябых много – никак не может спрятать верхних
зубов. Один смотрит, подняв брови, как
матросы, купаясь, один за другим бросаются с русленей прямо в море и на
несколько мгновений исчезают в воде; другой присел над люком и не сводит глаз с
того, что делается в кают-компании; третий, сидя на стуле, уставил глаза в
пушку и не может от старости свести губ. Стоят на ногах они неуклюже,
опустившись корпусом на коленки, и большею частью смотрят сонно, вяло; видно,
что их ничто не волнует, что нет в этой массе людей постоянной идеи и цели,
какая должна быть в мыслящей толпе, что они едят, спят и больше ничего не
делают, что привыкли к этой жизни и любят ее. Это все свита.
ЛИТЕРАТУРА
Задания на 1 – 2 недели 2014 – 2015 уч. г.
Уроки 1-2.
ЛИТЕРАТУРА
Задания на 1 – 2 недели 2014 – 2015 уч. г.
Тема: Этапы
развития мировой литературы (повторение и обобщение). Общечеловеческое значение
русской литературы, её самобытность и национальное своеобразие. Характеристика
эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера искусства Возрождения. Возрождение в
Англии. Английский театр.
Биография В. Шекспира.
Цель: повторить основные этапы развития мировой
литературы; определить место русской литературы в системе национальных
литератур, влияние на мировой литературный процесс; повторить характеристику
эпохи Возрождения, раскрыть общественно-исторические предпосылки появления
новой культуры, ее антифеодальный, гуманистический характер; подчеркнуть
разносторонность художественного дарования Шекспира, показать глубину понимания
им противоречия общественной жизни и человеческой психологии.
Эпиграфы к
теме: Сияние гения, чьи лучи проникают повсюду, – вот что такое Шекспир.
Виктор Гюго
Великой основой его произведений являются правда и
сама жизнь, потому-то все им написанное и кажется таким подлинным и сильным…
И.-В. Гете
1.
Повторение этапов развития мировой литературы и места русской
литературы в мировом процессе.
Для справки.
Литературный процесс – это историческое развитие национальной и мировой
литературы в сложных взаимосвязях и взаимодействиях. Писатели, включающиеся в
литературный процесс, обогащают литературу новыми художественными открытиями,
но они непременно опираются на уже существующие традиции, используют опыт своих
предшественников. Можно сказать, что литературный процесс – это борьба новых и
старых художественных идей, несущая в себе память о прошлом. Всю историю
мировой литературы можно рассматривать как историю направлений, с которыми и
связаны этапы её развития. К великим направлениям относятся: античная классика,
классицизм, романтизм, реализм.
Этапы развития
мировой
литературы
|
Основные жанры этапов развития мировой
литературы
|
Примеры произведений,
соответствующие этапам
развития мировой литературы
|
Устное народное
творчество
|
Загадки,
пословицы, поговорки; сказки; былины; песни
|
«Иван –
крестьянский сын и Чудо-Юдо»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; «Песни о
Степане Разине»
|
Античная
литература
|
Легенды, мифы;
древнегреческие трагедии; эпос
|
«Подвиги
Геракла»; «Народный миф о солнце»; Гомер «Илиада», «Одиссея»; Эсхил
«Прикованный Прометей»
|
Литература
средних веков
|
Исторические
хроники; жития; поучения; слова
|
«Александрия»; «Слово
о полку Игореве»; Житие Сергия Радонежского»; «Поучение Владимира Мономаха
|
Литература
эпохи Возрождения
|
Сонеты
|
Франческо
Петрарка
|
Литература XVII–XVIII веков
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
|
Трагедия, ода;
комедия, басня
Повесть
Стихотворения,
поэмы
|
Ж.-Б. Мольер
«Мещанин во дворянстве»; М. В. Ломоносов «Оды»; Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Н. М. Карамзин
«Бедная Лиза»
Дж. Г. Байрон
«Паломничество Чайльд Гарольда»; В. А. Жуковский «Море»
|
Литература XIX
века
Романтизм
Реализм
|
Поэмы
Романы, повести,
рассказы;
стихотворения,
поэмы;
сатира
|
А. С. Пушкин
«Цыганы»; М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»; И. С. Тургенев «Ася»;
М. Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»
|
2) Работа над статьей учебника об эпохе Возрождения и теоретическим
материалом (см.ниже).
Составьте сводный конспект по прочитанному.
Эпоха Возрождения
Завершение средневековой цивилизации в истории
человечества связано с блестящим периодом культуры и литературы, который носит
название Возрождения или, если использовать общепринятый французский термин,
Ренессанса. Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье,
эпоха. Она носит переходный характер, но именно культурные достижения этого
времени заставляют выделять его как особый этап в развитии человечества.
Возрождение дало истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров,
оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве – живописи,
музыке, архитектуре, – и в литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Боттичелли
и Микеланджело, Шекспир и Сервантес — лишь немногие взятые наугад имена гениев
этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за
универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессансной
архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного
совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская
Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит и на сегодняшних сценах
в исполнении современных музыкантов. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием
таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства,
как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные
ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в
гуманистами эпохи Ренессанса. Многие художественные образы, получившие название
«вечных», родились в период Возрождения. Это знаменитые шекспировские герои,
среди которых выделяется Гамлет, и не менее знаменитый Дон Кихот Сервантеса.
Именно с этими героями мы будем знакомиться на уроках в 10 классе.
Интенсивный расцвет литературы в значительной
степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и
само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить»
утраченные, как кажется многим, в средние века культурные идеалы и ценности.
Культура позднего средневековья ощущает себя принадлежащей к другому времени,
чувствует неудовлетворенность состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется
человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он
берётся за их восстановление. Античное наследие не просто изучается в это
время, а «восстанавливается», деятели Возрождения придают большое значение
открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. Любителям
древних литературных памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем
возможность читать сегодня письма Цицерона, комедии Плавта, роман Лонга «Дафнис
и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к
совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они
основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической
древности, предпринимают специальные путешествия.
Период культурных изменений в Западной Европе,
названных эпохой Возрождения, длился со второй половины XV века до XVI века, а в Италии – родине Возрождения он начался
на век раньше – в XIV столетии. Историки связывают эти изменения с
общей эволюцией экономической и политической жизни Западной Европы, ступившей
на путь буржуазного развития. Возрождение – время великих географических
открытий (прежде всего Америки), развития мореплавания, торговли, зарождения
крупной промышленности. Это период формирования европейских наций и
национальных государств, развития отношений между государствами, образования
политических союзов и возникновения дипломатии.
Возрождение – это время, когда интенсивно
развивается наука, когда человек
начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир. Человек эпохи Возрождения
чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века
благодаря своим «золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания, устремленного
не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко
открытого разнообразию земного существования. Люди новой эпохи с жадным
любопытством вглядываются в окружающую их реальность, имеющую собственную ценность и достоинство.
Новая духовная атмосфера прославляет свободу и мощь человека как земного,
природного существа. Оптимистическая убеждённость в могуществе человека, его
способности к совершенствованию рождает желание и необходимость соотносить
поведение отдельного человека, свое собственное поведение со своеобразным
образцом «идеальной личности», жажду самосовершенствования. Так в
западноевропейской культуре Возрождения формируется центральное движение этой
культуры, получившее название «гуманизма».
Значение этого понятия не совпадает с
общеупотребительными сегодня словами «гуманизм», «гуманный», означающими
«человеколюбие», «милосердие», хотя их современное значение в конечном счете
восходит к ренессансным временам. Гуманизм эпохи Возрождения – это особый
комплекс нравственно-философских представлений. Он имел непосредственное
отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного
внимания к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно
важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые
универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное
значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более
«практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт
Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо
становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения
чрезвычайно высок.
В эпоху Возрождения меняется способ мышления
человека. Им становится гуманистический диалог, включающий разные точки зрения,
демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире
и человеке. Он же является и главной формой общения людей этого времени. Не
случайно диалог – один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения.
Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, – одно из проявлений
внимания литературы Возрождения к античной жанровой традиции. Но Возрождение
знает и новые жанровые образования: сонет – в поэзии, новелла, эссе – в прозе.
Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их
художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных
образов, сюжетов, проблем.
Культурный облик эпохи Возрождения обладает
новизной и своеобразием, стилевым многообразием. Однако в процессе
исторического развития действительность позднего Возрождения становится всё
более бурной, неспокойной. Растёт экономическое и политическое соперничество
европейских стран, ширится движение религиозной Реформации, приводящее все чаще
к прямым военным столкновениям между католиками и протестантами. Всё это
заставляет современников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических
упований ренессансных мыслителей. Недаром само слово «утопия» (его можно
перевести с греческого как «место, которого нет нигде») родилось в эпоху
Ренессанса – в названии известного романа английского писателя Томаса Мора.
Растущее ощущение дисгармоничности жизни, её противоречивости, понимание
трудностей воплощения в ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце
концов к кризису ренессансной культуры. Предчувствие этого кризиса проступает
уже в творчестве писателей позднего Возрождения.
Ярчайшим представителем эпохи позднего
Возрождения является английский писатель-драматург Вильям Шекспир. Его
творчество – это одновременно и кульминация английского Возрождения и начало
кризиса гуманизма, предвестье новой эпохи.
Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» утраченные, как кажется многим, в средние века культурные идеалы и ценности. Культура позднего средневековья ощущает себя принадлежащей к другому времени, чувствует неудовлетворенность состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берётся за их восстановление. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. Любителям древних литературных памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона, комедии Плавта, роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.
Период культурных изменений в Западной Европе, названных эпохой Возрождения, длился со второй половины XV века до XVI века, а в Италии – родине Возрождения он начался на век раньше – в XIV столетии. Историки связывают эти изменения с общей эволюцией экономической и политической жизни Западной Европы, ступившей на путь буржуазного развития. Возрождение – время великих географических открытий (прежде всего Америки), развития мореплавания, торговли, зарождения крупной промышленности. Это период формирования европейских наций и национальных государств, развития отношений между государствами, образования политических союзов и возникновения дипломатии.
Возрождение – это время, когда интенсивно развивается наука, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования. Люди новой эпохи с жадным любопытством вглядываются в окружающую их реальность, имеющую собственную ценность и достоинство. Новая духовная атмосфера прославляет свободу и мощь человека как земного, природного существа. Оптимистическая убеждённость в могуществе человека, его способности к совершенствованию рождает желание и необходимость соотносить поведение отдельного человека, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», жажду самосовершенствования. Так в западноевропейской культуре Возрождения формируется центральное движение этой культуры, получившее название «гуманизма».
Значение этого понятия не совпадает с общеупотребительными сегодня словами «гуманизм», «гуманный», означающими «человеколюбие», «милосердие», хотя их современное значение в конечном счете восходит к ренессансным временам. Гуманизм эпохи Возрождения – это особый комплекс нравственно-философских представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.
В эпоху Возрождения меняется способ мышления человека. Им становится гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке. Он же является и главной формой общения людей этого времени. Не случайно диалог – один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения. Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, – одно из проявлений внимания литературы Возрождения к античной жанровой традиции. Но Возрождение знает и новые жанровые образования: сонет – в поэзии, новелла, эссе – в прозе. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем.
Культурный облик эпохи Возрождения обладает новизной и своеобразием, стилевым многообразием. Однако в процессе исторического развития действительность позднего Возрождения становится всё более бурной, неспокойной. Растёт экономическое и политическое соперничество европейских стран, ширится движение религиозной Реформации, приводящее все чаще к прямым военным столкновениям между католиками и протестантами. Всё это заставляет современников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упований ренессансных мыслителей. Недаром само слово «утопия» (его можно перевести с греческого как «место, которого нет нигде») родилось в эпоху Ренессанса – в названии известного романа английского писателя Томаса Мора. Растущее ощущение дисгармоничности жизни, её противоречивости, понимание трудностей воплощения в ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце концов к кризису ренессансной культуры. Предчувствие этого кризиса проступает уже в творчестве писателей позднего Возрождения.
Ярчайшим представителем эпохи позднего Возрождения является английский писатель-драматург Вильям Шекспир. Его творчество – это одновременно и кульминация английского Возрождения и начало кризиса гуманизма, предвестье новой эпохи.
2. Изучение биографии английского драматурга.
В центральной части британского острова, в графстве Уорикшайр,
находится небольшой город, известный всему миру: в нем родился великий
драматург Вильям Шекспир.
В середине XVI века,
когда появился на свет будущий гений, дин из восьми детей Джона и Мери Шекспиров,
в Стратфорде было две тысячи жителей. Из всех детей три девочки умерли. Старшим
был Вильям. Он родился в 1564 году. Крестили его в апреле. Так как обычно обряд
крещения проходил через три дня после рождения, а запись в приходской книге
церкви Святой Троицы сделана 26 апреля, то датой рождения Шекспира принято
считать 23 апреля 1564 года.
Шекспир жил в знаменательное время, которое уже современниками было
названо эпохой Возрождения. Эта эпоха ознаменовалась замечательными
достижениями практической деятельности и духовного творчества — географическими
и научными открытиями, смелым взлетом философской мысли, изумительным расцветом
искусства.
Возрождение родилось на рубеже XIII—XIV веков.
Медленно и долго происходило формирование новой гуманистической культуры. Оно
получило новый толчок после того, как в 1453 году турки захватили столицу
Византийской империи Константинополь и ученые греки бежали в Италию, где стали
распространять знания, касающиеся памятников древнегреческой письменности.
Перед изумленным Западом открылась забытая духовная культура, основанная на
здравом отношении к человеческой природе, свободной мысли. При Раскопках
развалин Рима были обнаружены скульптуры необыкновенной красоты. Возник культ
античности. В ней увидели прообраз свободного человечества. Ученик-« биограф
>>.
Развитие гуманизма в XVI веке сильно повлияло на систему обучения. Вместо
церковных школ возникли школы, дававшие светское образование. Они получили
название «грамматические школы».
Стратфордская
грамматическая школа давала бесплатное образование. Туда принимали с семи лет и
обучали до четырнадцати.
Школьный день начинался весной и летом в шесть часов
утра, зимой — в семь. По четвергам и субботам занимались до полудня,в остальные
дни — до пяти часов вечера с перерывами. Каникулы устраивались три раза в год:
на Рождество, Пасху и Троицын день — всего сорок дней в году.
На
всю школу был один учитель. Сама школа помещалась в обычной большой комнате.
Ученики рассаживались за разными столами соответственно возрасту.
Главный предмет изучения в школе — латынь. Шекспир
бросил учебу, когда ему было не больше четырнадцати лет.
До
того как Вильям пришел в театр, театр приходил к нему. Несмотря на то, что в
Лондоне были постоянные театры, труппы актеров путешествовали по стране, давая
представления в городах и селах. Шекспир не упускал возможности бывать на этих
представлениях.
Около 1585
г. он покинул Стратфорд. Может быть, примкнул к одной из
актерских трупп.
Один из героев Шекспира произносит:
Шлют сыновей за прибылью и славой,
Тот — на войну, чтобы испытать фортуну,
Тот — в море,
чтобы земли открывать,
Тот — в университет, во храм науки.
Это выражение духа времени, его великих порывов к
подвигам, открытиям, приключениям. Такова была атмосфера эпохи.
Это
была эпоха бурного развития мореплавания. Английские купцы, пираты, всякие
искатели приключений и наживы отправлялись в далекие путешествия в поисках
новых земель и сокровищ. Английский пират Френсис Дрейк в семидесятые годы XVI века совершил кругосветное плавание. Корабли
возвращались в Англию, груженные ценными товарами.
Подобно географическим горизонтам, широко раздвинулись
и горизонты умственные. Самое великое открытие эпохи — Человек.
Великая мысль эпохи Возрождения провозгласила, что
быть человеком — счастье. То была идея, перевернувшая отношение к жизни. Ею
пронизано все замечательное в искусстве Возрождения.
Шекспиру было 25—26 лет, когда он написал свою первую
пьесу-Создав еще три исторические драмы трагического содержания, он решил
попробовать свои силы в жанре комедии. Так появляется «Комедия ошибок».
В Лондоне в одной из актерских трупп Шекспир прошел
путь от помощника суфлера до актера, драматурга, режиссера и совладельца театра
«Глобус».
Театр
английского Возрождения
Рассвет английского театра и само появление В.
Шекспира были подготовлены деятельностью большой группы талантливых писателей,
входящих в кружок "университетских умов" – Джона Лили, Роберта Грина,
Томаса Кида, Кристофера Марло и др.
Еще в эпоху раннего средневековья театр был особенно
популярен и любим в Англии, уже тогда являясь ареной борьбы реалистического
народного начала с религиозным. Во времена Шекспира театр стал наиболее
массовым и действенным видом искусства. Театр в Англии был тогда общедоступным,
его посещали и низы общества, и знать. Именно преобладание демократического
зрителя определяло его реалистическую и гуманистическую направленность.
Особенно процветали публичные театры в Лондоне. Первый такой театр был построен
в 1576 г. плотником Джеймсом Бербеджем, который и взял на себя и руководство
труппой.
Публичные театры имели постоянный состав исполнителей
и своих драматургов, являвшихся зачастую актерами, а иногда и пайщиками
хозяина. Замечательным достоинством этих театров была большая воспитательная
функция: они поднимали, отражали и оценивали важнейшие проблемы и во многом
заменяли газету. Цензура запрещала показывать сцены из современной жизни. Но
проблемы современности врывались в пьесы, созданные на исторические сюжеты.
Разносословная публика собиралась у театров,
находившихся за городской чертой, заблаговременно обменивалась новостями и
мнениями о событиях, не спешила расходиться и после представлений.
В конце XVI в. в
Лондоне, население которого не превышало тогда 200 000 жителей,
насчитывалось девять постоянно действующих театров.
Английский театр того времени представлял собой
большое овальное или многогранное деревянное здание без крыши (представления
шли при дневном свете), разделенное на две части: маленькую – сцену, большую –
партер. По внутренним стенам шли неширокие галереи, частично разбитые на ложи,
занимаемыми привилегированными зрителями. Такие ложи были даже на сцене. В
партере и на верхних галереях сидячих мест не было, посетители смотрели
спектакли стоя. Общая вместимость зрительного зала достигала порой внушительной
цифры – до 1880 человек.
Просторная сцена делилась на несколько частей, каждая
из которых (чисто условно, раз и навсегда) предназначалась для определенного
места действия. Авансцена, например, изображала любое открытое пространство:
городскую площадь, поле, берег моря и т.д.; задняя часть сцены – комнату, келью
монаха, склеп и т.д. Здесь же находилась ниша, где актеры переодевались и
откуда появлялись на подмостках.
Декораций в то время почти не было, бутафория и
реквизит были весьма примитивны, но на костюмы обращалось особое внимание – они
отличались богатством и пышностью. Из-за недостатка средств труппы были
малочисленными, поэтому актеру приходилось исполнять 2-3 роли. Женские роли
исполнялись актерами-мужчинами.
Самым большим театром Лондона был «Глобус» (1599 г),
принадлежавший Джеймсу Бербеджу. Украшен был огромным глобусом с надписью «Весь
мир лицедействует».
В начале 1590-х годов значительное развитие получила
сонетная поэзия. На протяжении восьми лет Шекспир написал сто пятьдесят четыре
сонета. Дружбе в них отведено первое место. Двадцать из них посвящено «смуглой
леди», но кто это — осталось загадкой.
Сонеты и поэмы свидетельствуют о приобщении Шекспира к
вершинам поэтической культуры английского Ренессанса (Возрождения).
С 1594 по 1598 год Шекспир написал для своего театра
тринадцать пьес. В возрасте от тридцати до тридцати пяти лет драматург достиг
подлинного расцвета. В этот период написана трагедия «Ромео и Джульетта»
(1595).
Начиная с 1601 года Шекспир создает величайшие
трагедии, в которых он затрагивает наиболее значительные из проблем, веками
мучивших человечество: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет».
В 1616 году писатель возвратился в родной город. Ему
было сорок девять лет. В Стратфорде его ждали дети и жена Энн, которой
исполнилось пятьдесят семь. Шекспир поступил так, как советовал его любимый
Монтень (Мишель Монтень — французский философ-гуманист XVI века): «Наступил час, когда нам следует расстаться с
обществом, так как нам больше нечего предложить ему. И кто не может ссужать,
тот не должен брать и взаймы. Мы теряем силы; соберем же их и прибережем для
себя... Сократ говорил, что юношам подобает учиться, взрослым — упражняться в
добрых делах, старикам отстраняться от всяких дел... и жить по своему
усмотрению без каких-либо определенных обязанностей». Так и стал теперь жить
Шекспир — без определенных обязанностей.
Он скончался 23 апреля 1616 года в возрасте пятидесяти
двух лет. Через три дня его тело было предано погребению.
Прах Шекспира был похоронен под алтарем стратфордской церкви. По
указанию писателя над местом, где он погребен, была положена доска с надписью,
гласящей: «Добрый друг, во имя Иисуса, не извлекай праха, погребенного здесь.
Да благословен будет тот, кто не тронет этих камней, и да будет проклят тот,
кто потревожит мои кости».
На протяжении почти двухсот лет идет полемика об авторстве
произведений, приписываемых Шекспиру. Возникают сомнения в реальности
существования этого человека. Ведутся поиски, выстраиваются догадки. А
собственно, какая разница, кто написал «Гамлета» или «Ромео и Джульетту»? Если
мы плачем и смеемся с героями пьес, сопереживаем, печалимся — значит, гений
драматурга заставил нас поверить в то, что венец творения — человек и именно он
должен быть предметом исследования литературы.
Вопросы и
задания к тексту:
·
На основе
изложенного материала составьте конспект.
·
Представьте
портрет Шекспира-писателя и Шекспира-человека.
·
Выразите свое
отношение к Шекспиру и его творчеству.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: прочитать
трагедию Шекспира «Гамлет».
УРОКИ 3-4.
ТЕМА.«Гамлет». Мучительные размышления главного героя о добре, справедливости, чести. Проблема выбора.
Вопросы и задания
4. Среди литературоведов распространено
мнение: убедившись, что мир наполнен злом, Гамлет утратил уверенность в том,
что месть его способна изменить мир к лучшему. Хотя сознание невыполненного
долга тяготило принца, нельзя с уверенностью сказать, решился бы Гамлет казнить
Клавдия, если бы стечение случайностей не толкнуло его к этому.
Вопросы к учащимся.
УРОКИ 3-4.
ТЕМА.«Гамлет». Мучительные размышления главного героя о добре, справедливости, чести. Проблема выбора.
Вопросы и задания
1. Сопоставьте монолог Гамлета «Быть или
не быть?» с 66-м сонетом. В чем их идейное родство? Какие черты Гамлета дают
право называть его гуманистом?
2. Литературовед М. Морозов писал об
Англии времен Шекспира: «С какого бы угла зрения мы не взглянули на эту эпоху,
нас повсюду поражает резкость контрастов. Разрушено старое средневековое
мировоззрение - та преграда, которая отделяет человека от живой действительности.
Как бы упала пелена с глаз, и человек увидел красоту жизни и обрадовался ей. И
вместе с тем увидал он страшную картину растущей власти золота над людьми,
эксплуатации человека человеком». Как отразились эти контрасты эпохи в трагедии
Шекспира «Гамлет»?
3.
В трагедии «Гамлет» много роковых случайностей: неожиданно в замке появляются
актеры - и Гамлет получает возможность испытать Клавдия; случайно вместо короля
гибнет Полоний; случай возвращает Гамлета в Данию... Приведите другие примеры
такого рода случайностей. Какой ответ вы считаете верным: все случайности -
проявление естественного и непредсказуемого течения жизни; все случайности -
проявление жестокого, неразумного и несправедливого мира, окружающего героев
трагедии?

Но такому мнению противоречит монолог
Гамлета, наблюдающего за молящимся Клавдием, и его слова в последней сцене
третьего акта: «...Я под их подкоп - чтоб с места не сойти мне! - вроюсь ниже и
их взорву...» Найдите другие отрывки текста, в которых проявляется
необходимость борьбы со злом... Почему же некоторые литературоведы приписывают
Гамлету пассивность?
5. В трагедии три мстителя: Гамлет, Лаэрт
и Фортинбрас. Чем они отличаются?
6. В чем состоит основной конфликт
трагедии Шекспира?
7.
Распределите героев трагедии по принципу
Друзья принца Датского
|
Враги принца Датского
|
Другие персонажи
|
8.
Любил ли Гамлет Офелию? Кто виноват в ее трагедии?
9.
Каково ваше отношение к королеве Гертруде?
10. Какая сцена трагедии более всего
взволновала вас? Попробуйте изложить события этой сцены от лица одного из
героев.
Проверьте себя
1. Соедините
стрелочкой термины с определениями.
Конфликт *Драматическое
произведение, в котором показаны герои в
напряженной борьбе с непреодолимыми препятствиями, обрекающими их на гибель.
Композиция * Построение произведения,
обусловленное его содержанием и
жанром.
Трагедия *Просветляющее, «разрешающее»
действие, очищение души от страстей в результате воздействия трагического
конфликта.
Катарсис *Момент наивысшего
напряжения действия в произведении.
Кульминация *Столкновение и противоборство между
изображенными в произведении действующими силами — характерами и
обстоятельствами.
2.
Кому из действующих лиц трагедии «Гамлет» принадлежат
следующие слова:
♦ Отмсти за гнусное его убийство____________________________________________
♦ Век расшатался — и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!---------------------------------------
♦ Подгнило что-то в Датском государстве________________
♦
Слова, слова,
слова...__________________________________
♦
О, мерзок грех
мой, к небу он смердит...
♦
Братоубийство!_____________________________________
♦
Что за
мастерское созданье — человек!
♦
Как благороден
разумом!.._____________________________
♦ А что для меня эта квинтэссенция
праха...
Ты
мне глаза направил прямо в душу,
И в ней я вижу столько черных пятен...__________________
♦
Быть или не
быть...__________________________________
♦
Вот розмарин,
это для воспоминания...__________________
♦ ...я при этом смажу мой клинок,
У знахаря купил я как-то мазь,
Столь смертную._____________________________________
♦ Это — череп Йорика, королевского
шута.
♦ Со мной была отцовская печатка,
Печати Датской точно образец_________________________________
♦ Вино на стол поставьте...
В нем утопив жемчужину... ____________________________________
♦
О Гамлет мой, —
питье! Я отравилась____________________________
♦
Король...
король виновен.________________________________________
♦ Дальше — тишина.
♦
Я римлянин, но
датчанин душою...________________________________
♦
Пусть Гамлета
поднимут на помост, как воина...
3.
Докажите, что драма «Гамлет» - трагедия.
4. Думаем над текстом.
Осмыслим фразу, сказанную Гамлетом еще в первом акте: «Век расшатался, но скверней всего, что я рожден восстановить его!»
1) Что вызывает раздражение Гамлета (I акт, сцена 2)?
2) Докажите, что решение (какое?), принятое Гамлетом,
было для него мучительным.
3) Дайте режиссерские указания актерам, как играть роль
Гамлета (Гамлет — энергичный, стремящийся к борьбе, погруженный в философские
размышления, проникнутый идеалами гуманизма).
4)
О чем
предупреждал Лаэрт Офелию (I акт, сцена 3)?
5)
Докажите, что
Гамлет не изменил своих гуманистических взглядов.
6) Можно ли послушность Офелии отцу расценивать как
предательство по отношению к Гамлету?
7)
Кто для кого
придумал в спектакле «мышеловку»?
8) Докажите, что Шекспир переосмыслил легенду о Гамлете с
позиций гуманистического мировоззрения.
9) Какую нравственную проблему стремится решить Гамлет в
монологе «Я догоню вас. Вы пока идите...» (IV акт, сцена 4)?
Осмыслим фразу, сказанную Гамлетом еще в первом акте: «Век расшатался, но скверней всего, что я рожден восстановить его!»
Конечно, плохо, что
век, в котором я живу столь безнравственный, говорит Гамлет, но хуже, что я
должен его исправить. Почему это хуже и хуже чего?
Хуже, чем просто знать
о безнравственности века и принимать это как должное, как данность.
Восстанавливать
нравственность века — значит выражать несогласие с общим миропорядком, вступить
в конфликт со всем и со всеми. Это бесперспективно, у этого конфликта нет
разрешения, потому что в арсенале человека нет средств, способных восстановить
абсолютную нравственность в мире, способных побороть демоническое начало в
человеке, направить его волю только на совершение добрых дел.
Так Шекспир утверждает
гуманистическую мысль: нельзя искоренить зло в мире, «исправить век»
насильственными действиями. Внутренний долг каждого человека самому
освободиться от власти зла.
Вопросы к учащимся.
1) Чем закончилась борьба Гамлета? Чего он достиг?
Победил ли он зло, господствующее в мире?
2) Почему Гамлет все-таки вступает в борьбу, заранее
зная, что этого делать не нужно?
3) Над чем заставила вас задуматься трагедия Шекспира?
(Вопрос домашнего задания.)
Вот какие вопросы
поставила эта трагедия перед одним из самых значительных режиссеров XX века А. Тарковским.
«Может ли остановить
Гамлета соображение о бессмысленности борьбы, о недостойных способах ее
ведения?
Может ли человек
противостоять времени? Должен ли человек вправлять вывихнутые суставы времени?
Может ли человек судить
другого человека и проливать кровь другого?
В чем трагедия
Гамлета?»
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать сонеты
Шекспира (66, 73, 130, 154 и др.). Выучить наизусть любой из понравившихся сонетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий