8 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, его назначение в языке
Цель: путем самообразовательной деятельности получить представление о синтаксисе и пунктуации, словосочетании и его назначении в языке
                                                          Дорогой друг!
   Ты уже знаешь, что слово живет полной жизнью лишь в соседстве с другими словами, слушая плеер и телевидение, читая книги, газеты и журналы, мы постоянно знакомимся с самыми разнообразными словами и словосочетаниями. Так слова связываются в цепочку, а раздел языкознания, изучающий соединения слов – словосочетания и предложения, называется синтаксисом. Знаки препинания помогают передавать на письме смысл высказывания, его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих правил называется пунктуация.
                              Выполняя предложенные задания, ты
Узнаешь
Научишься
Поймешь
·                  что такое синтаксис и пунктуация;
·                  что такое словосочетание, его строение, назначение в языке;
·                  виды словосочетаний
·      определять главное и зависимое слово в словосочетании;
·      правильно строить, распространять и употреблять в речи словосочетания, в том числе словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова, и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках;
·      употреблять синонимичные словосочетания
·      не любое сочетание слов можно назвать словосочетанием


Блок контрольно-рефлексивных заданий
   Учимся проводить исследование
Прочитай слова
Честное, победить, всегда, сердце, в бою, мечтать.
Соедини  их между собой попарно, при этом ориентируйся на их одинаковую орфограмму. Запиши составленные пары слов.

Назови все составленные пары слов. Вспомни, как называется это языковое явление.

   Вспомним изученное
  • Что такое словосочетание?
  • Из скольких и каких частей состоит словосочетание?
  • Как определить главную и зависимую части словосочетания?
  • С помощью чего выражается смысловая связь?
  • Грамматическая?
  • Какие сочетания слова не являются словосочетанием?

   Задание. Выпиши синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями
1) Солнечный день; 2) леса и парки; 3) ребята трудятся; 4) подъехать  к станции; 5) после уроков;  6) любимое занятие;  7) были заняты;   8) тянуть канитель;   9) открывая дверь; 11) выбраться в гости; 12) правильно и аккуратно; 13) урок окончен; 14) стакан молока; 15) более важный; 16) доволен результатами; 17) альбом или тетрадь; 18) будем играть; 19)  книга интересна;   20)  четверо друзей;   21)  двадцать пять;    22)  в течение недели; 23) слово в слово;  24) наименее подготовленный.
   Углубим знания по теме
Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:
«V»  – это мне известно;
« » – это противоречит моим  первоначальным представлениям;
« + » – это для меня новое;
« ? » – информация, которая вызывает интерес или удивление.
   Словосочетание – синтаксическая конструкция, образуемая  соединением двух или более знаменательных (самостоятельных) слов на основе подчинительной связи. Эта связь осуществляется грамматически (с помощью окончания зависимого слова) и по смыслу (звонк-ого голоса, видел лес) или только по смыслу (очень красивый, невнятно говорить).
  Словосочетаниями не являются:
1)      сочетание подлежащего и сказуемого, т.е. грамматическая основа предложения: Деревья жалобно стонали;
2)      сочетание знаменательного и служебного слов: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. (А. Пушкин.);
3)      Однородные члены предложения: Бабушка говорила обстоятельно и долго.
В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное слово – глагол) и именные (главное слово – имя существительное или имя прилагательное).
   Выделяются и наречные словосочетания. Главное слово в них выражается наречием: слишком громко, очень непонятно.
   В словосочетании выделяется три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
   Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже: старший брат, непрекращающийся  дождь, восьмой урок, или в числе и падеже: старшие братья, непрекращающиеся дожди, восьмые уроки.
   Управление – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. При этом зависимое слово обычно выражается именем существительным или словом, его заменяющим: бежать к озеру, летел к нам, привез от знакомого, принять помощь, оплатить проезд.
   Примыкание – это подчинительная связь, при которой  в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола (инфинитив): бежать быстро, говорить волнуясь, начал читать, поздно ночью, по-зимнему холодно.
   При синтаксическом разборе словосочетания необходимо придерживаться следующего порядка:
  1. Вычленить словосочетание из предложения.
  2. Указать главное и зависимое слово.
  3. Определить тип синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
  4. Указать тип словосочетания по принадлежности главного слова к части речи.
  5. Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)


   Выделим главное
  1. Составь план статьи
    2. Составь словарь опорных понятий

 ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ!

Наиболее распространенные ошибки в словосочетаниях
Плеоназм (то, что часто называют «масло масляное»), т.е. сочетания, в которых одно слово по смыслу дублирует второе (памятный сувенир, огромная махина, родная Родина, проливной ливень);
·                  нарушение целостности фразеологизма: замена одного из компонентов (превратить в жизнь вместо воплотить в жизнь), смешение (контаминация) синонимичных фразеологизмов (одержать поражение, потерпеть победу вместо одержать победу и потерпеть поражение) и т.п.;
·                  неправильный выбор предлога: сатира над самодержавием (вместо на что? самодержавие); он похож со своим братом (вместо похож на кого? брата); указывает о том (вместо указывает на то) и т.п.;
·                  употребление конструкции с предлогом вместо беспредложной и наоборот: посвятить свою жизнь на благо других (вместо посвятить чему? благу); пример подражания (вместо для подражания); девушки, разные характерами (вместо по характеру);
·                  неверный выбор падежа зависимого слова (заведующий банка, вместо заведующий банком, согласно постановления вместо согласно постановлению).
Чтобы не сделать ошибки в словосочетании, соотнеси между собой все синтаксически связанные слова по смыслу и по форме. Не проверяй готовое сочетание – сначала произнеси главное слово и подумай, какого предлога, падежа оно требует (признаться …в чём?; сказать … о чём?).

   Задание.  Выпиши из отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» словосочетания по виду связи в три колонки.
                                            Я помню чудное мгновенье:
                                            Передо мной явилась ты,
                                            Как мимолётное виденье,
                                            Как гений чистой красоты.

                                            В томленьях грусти безнадежной,
                                            В тревогах шумной суеты,
                                            Звучал мне долго голос нежный,
                                            И снились милые черты.

      Согласование
         Управление
         Примыкание


















      
      Задание. Определи тип подчинительной связи в словосочетаниях. Запиши словосочетания, распределяя их на три группы в зависимости от способа связи. Укажи, чем выражены главные и зависимые слова.
   Читающий мальчик, наше село, первый ученик, слушать новости, гостить у друга, увеличить втрое, переписать набело, новые учебники, акция милосердия, немного легкомысленный, движение на дороге, непривычно тихо, лисий хвост, такой порядок, один день, открытая тетрадь, взялся сделать, рассказывать не торопясь, сверкая на снегу, третий слева, жаркое по-домашнему, по-осеннему скучно.

Задание. Прочитай. Запиши словосочетания в исправленном виде. Определи тип связи между главным и зависимым словом.

    Приехать с Москвы, прийти со школы, жить в Украине, вернуться с отпуска, работать в заводе, прибыть в Кавказ, выбежать из балкона, ехать в Камчатку, сойти из поезда, выйти с поезда, собираться в концерт, изобразить в картине (живописное произведение), примчаться из дачи.

 
   Задание. Выпиши словосочетания – эпитеты и словосочетания – метафоры. Произведите их синтаксический разбор по образцу.
Образец письменного разбора словосочетания:
       Спускались с горы – глагол + сущ. в Р.п. с предлогом, связь – управление; признак действия (обстоятельственное значение).
       Луна поднялась уже высоко. Большая Медведица стала опускать хвост книзу. Мороз крепчал. По временам на севере, из-за тёмного полукруглого облака, вставали, слабо играя, огненные столбы начинавшегося северного сияния.
                                                                                В. Короленко. «Сон Макара»

   Учимся сопоставлять
Задание 1. Сравни тексты разных стилей речи.  Найди сочетания, характеризующие основные признаки грозы, отмеченные в энциклопедии. Отражают ли художественные описания основные черты явления? Какие  образы создаёт каждый автор? Проанализируй выразительные средства языка


1.    Гроза – разряды атмосферного электричества, сопровождаемые молнией и громом.
                                                                                                                Детская энциклопедия
2. Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью. Сверху гремело гулко. Уступами,  как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали.
                                                                                              В. Шукшин. «Дядя Ермолай»

                          3.             Вот пробилась из-за тучи
                                          Синей молнии струя –
                                          Пламень быстрый и летучий
                                          Окаймил её края.

                                         Чаще капли дождевые,
                                         Вихрем пыль летит с полей,
                                         И раскаты громовые
                                         Всё сердитей и смелей.
                                                                                  Ф. Тютчев. «Неохотно и несмело…»
4. Рассмотри иллюстрацию, подбери подходящие словосочетания. Каким текстом воспользуешься? Почему?

 Учимся конструировать текст
Прочитай три легенды о ландыше. К каждой из них подбери название, которое  представляло бы собой словосочетание.
    Однажды богиня Диана, заблудившись, попала в дремучий лес,в котором жили фавны. Они стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них. Во время бегствас ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
    А в Англии существует предание о том, как святой Леонард вступил в бой с драконом. Дракон изранил святого, а там, где капали капли крови, выросли  ландыши.
    А в Астрии существует поверье, что белые колокольчики ландыша – это фонарики в жилищах гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы.

Напиши словосочетания, которые являются названиями легенд. Обозначь в них главное и зависимое слова, определи вид подчинительной связи


Легенда о ландыше была создана и в Древней Руси. Внимательно прочитай текст и справку к нему. Сформулируй задание к этому упражнению.

    Водяная царевна Волхва (гл. + сущ) ___________________________. На (мест + сущ) _______________________ она ___________________ Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхва на берег послушать (сущ +сущ) __________________ , но не нашла его на берегу. (нар + гл) ______________________ Волхва,  (сущ + гл) _____________________________ среди трав, превращаясь в белоснежные цветы с изумительным ароматом.

Справка: узнала о любви, слезы капали, полюбила Садко, горько заплакала, песни Садко, свою беду.
Озаглавь этот текст словосочетанием.


Проверь себя!


1.    Не являются словосочетаниями следующие конструкции
А) веселый человек
Б) наподобие брошки
В) трое друзей
Г) в течение часа
2. Подчеркнутое слово является главным в словосочетании
А) еще не пришел
Б) смотрящий вперед
В) зеленеющие хлеба
Г) очень любимый
3. Подчеркнутое слово является главным в словосочетании
А) абсолютно спокоен
Б) платье в клетку
В) весело смеющийся
Г) отличиться в бою
4. Глагольными являются словосочетания
А) любоваться картиной
Б) любуясь картиной
В) любовь к живописи
Г) любовный роман
5. Именными являются словосочетания
А) учитель математики
Б) совершенно секретно
В) чрезвычайно ослаб
Г) восьмой класс
6. Наречными являются словосочетания
А) весьма интересно
Б) своя игра
В) говорил запутанно
Г) уверен в успехе
7. Связь согласование устанавливается в словосочетаниях
А) купили пальто
Б) купили весной
В) ранней весной
Г) мамино пальто
8. Связь управление устанавливается в словосочетаниях
А) папин портфель
Б) портфель брата
В) портфель из кожи
Г) кожаный портфель
9. Связь примыкание устанавливается в словосочетаниях
А) страшный фильм
Б) невероятно страшный
В) совсем не страшный
Г) фильм о детях
10. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
А) прочитать доклад
Б) ностальгия о детстве
В) тосковать по семье
Г) провозгласить тост
11.Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
А) одержать успехи
Б) поставить пьесу
В) дать отпор для врага
Г) лить много слов
12. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
А) клеймить позором
Б) выдающийся гений
В) уверенность в себе
Г) подтвердить на примерах


     Подведем итоги
Выполнив предложенные задания, я теперь
знаю:  
умею:
столкнулся (лась) с трудностями:
для преодоления трудностей планирую:
Оцени свою работу, оставь на странице смайлик.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий